Адвокат Панкова Юлия Игоревна
официальный сайт

 +375 (29) 624-80-88
 +375 (25) 792-22-38
 pankova.case@mail.ru

Защита деловой репутации

 Юлия Панкова

 адвокат Минской областной

 коллегии адвокатов

 +375296248088

minskadvocate.by

pankova.by

текст по состоянию на 14 июня 2016 г.

Защита деловой репутации.

В условиях здоровой конкуренции субъектам хозяйствования надлежит заботиться не только о качестве производимой ими продукции и оказываемых услуг, но и о деловой репутации в целом. Сегодня для потребителей играет роль мнение иных потребителей о качестве продукта и поведении бренда на рынке. Именно поэтому потребитель, прежде, чем сделать выбор в пользу того или иного продукта, в пользу того или иного поставщика каких-либо услуг, изучает различные Интернет-потралы и источники средств массовой информации в поисках отзывов иных потребителей об интересующем его товаре или субъекте хозяйствования.

Как известно, отзывы бывают не только положительными. Напротив, в Интернете и иных средствах массовой информации преобладают негативные отзывы о товарах и услугах. Что, естественно, вредит деловой репутации субъектов хозяйствования, производящих товар или оказывающих услугу. Можно ли считать подобные негативные отзывы сведениями, порочащими деловую репутацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей? В каких случаях возникают необходима защита деловой репутации? Как осуществляется защита деловой репутации, что должно быть в иске?

На все эти вопросы необходимо ответить прежде, чем сделать вывод о необходима ли защита деловой репутации. Деловая репутация в целом – это мнение потребителей и контрагентов о качестве оказываемой услуги или производимого продукта, а также о способах ведения предпринимательской деятельности оцениваемого субъекта хозяйствования. О необходимости защиты подобной репутации можно ставить вопрос в том случае, когда в отношении лица распространены несоответствующие действительности сведения, которые носят предосудительных характер и необоснованно ухудшают мнение о данном лице его контрагентов, потребителей или клиентов.

Несмотря на кажущуюся очевидность и понятность формулировок, изучение и анализ судебной практики и правовых норм показывает, что о защита деловой репутации является крайне сложной категорией дел,  требующей огромного внимания к предмету доказывания (т.е. к тем сведениям, которые необходимо предоставить суду), а также к самому процессу доказывания в суде.

В чем же заключается предмет доказывания по данной категории дел? Прежде всего, сведения, которые, по мнению обратившегося за защитой лица, порочат его деловую репутацию, должны быть несоответствующими действительности, т.е. ложными. Это означает, что распространенные сведения должны или быть основаны на подложных документах, или должны вытекать из мнения, не находящего своего подтверждения в действительности, или противоречить реальным и объективным фактам и обстоятельствам.

Кроме того, сведения должны быть порочащими, т.е. создающими негативное мнение о потерпевшем лице у контрагентов и потребителей. Представляется, что именно в доказывании предосудительного характера распространенных сведений и заключается основная сложность данной категории дел. Во-первых, в суде должно быть установлено, что распространенные сведения не являются оценочным мнением. Как уже было отмечено, сегодня Интернет переполнен негативными отзывами о тех или иных товарах и услугах. Неужели каждого автора подобного отзыва можно привлекать к суду по делу о защите деловой репутации? Безусловно, нет. В данной ситуации потребитель услуги или приобретатель товара излагает свое мнение о товаре или услуге, основанное на его личном опыте в использовании данного товара или услуги. При этом, безусловно, для того, чтобы данный негативный отзыв являлся правомерным, он должен соответствовать действительности, т.е. должен отражать реальные фактические обстоятельства и недостатки в работе субъекта хозяйствования. Однако если кто-либо публикует негативный отзыв, который не соответствует действительности, не подтверждается  фактическими и объективными обстоятельствами  и умышленно направлен наразрушение деловой репутации субъекта хозяйствования, то автора подобного отзыва или публикации следует привлекать к суду по делу о защите деловой репутации.

Кроме того, в суде должно быть досконально установлено, что распространенные сведения порочат деловую репутацию именно обратившегося лица, т.е. истца. Далеко не все негативные отзывы и публикуемые сведения содержат прямое указание на лицо, которое подвергается критике. Зачастую на критикуемое лицо указывают намеки, цитаты из рекламы, использование корпоративных цветов компании, т.е. цветов, которые содержаться или составляют логотип компании, и т.д. В такой ситуации необходимо искать неопровержимые данные, способные убедить суд в том, что порочащие сведения не соответствуют действительности и распространены именно в отношении потерпевшего лица. При этом в каждом конкретном случае эти доказательства различны и напрямую зависят от фактических обстоятельств дела. Однако без предоставления подобных доказательств исковое заявление о защите деловой репутации не будет удовлетворено.

При работе над данной категорией дел следует обратить внимание на то, что формально бремя доказывания возложено на ответчика.  Истец лишь обязан доказать сам факт распространения порочащих его сведений. Т.е., исходя из этого, судом презюмируется, что сведения, распространенные ответчиком, являются ложными. А ответчику же, напротив, надлежит доказать, что опубликованный им отзыв правомерен, основан на реальных фактах, подтвержден документально. Именно в этом случае ответчик не выиграет судебный спор. Этот принцип формально снимает с истца груз забот о предмете доказывания. Но, как показывает практика, расслабляться истцу здесь опасно. Учитывая вышеизложенные сложности, истцу следует активно пользоваться своим правом самостоятельно предоставлять доказательства суду. Так, истцу можно порекомендовать предоставить документы, опровергающие опубликованные о нем порочащие сведения. Также следует позаботиться о доказательстве того, что опубликованные сведения порочат именно его деловую репутацию и создают негативное мнение потребителей и контрагентов именно о нем.

Защита достоинства деловой репутации

Необходимо помнить, что у критикуемого лица всегда есть право опубликовать в том же средстве массовой информации сведения, опровергающие порочащий его отзыв или оценочное мнение. Это означает, что в ответ на чье-то негативное мнение критикуемое лицо может предоставить широкой общественности сведения, оправдывающие его, опровергающие негативный отзыв. 

В исковом заявлении с таким требованием, как защита достоинства деловой репутации истцу следует указать, какой способ опровержения порочащих его сведений он считает приемлемым и предлагает суду. Важно понимать, что при отсутствии указания на способ опровержения, исковое заявление будет оставлено судом без движения.

Фактически опровержение порочащих деловую репутацию сведений, защита достоинства деловой репутации, и является ключевой целью составления соответствующего искового заявления. В случае удовлетворения данного заявления ответчик будет обязан судом опровергнуть опубликованные им несоответствующие действительности порочащие сведения об истце способом, максимально приближенным к способу публикации данных сведений. Т.е. если порочащий материал был опубликован на определенном Интернет-портале, то именно на данном портале он и должен быть опровергнут. Если материал был опубликован в газете или журнале, то он должен быть опровергнут в той же газете или в том же журнале.

Помимо опровержения, индивидуальный предприниматель, в отличие от юридического лица, вправе требовать и компенсации морального вреда за распространение ложных сведений, порочащих его деловую репутацию.

По данной категории дел адвокаты по гражданским и экономическим делам в Минске и Республике Беларусь оказывают юридическую помощь в виде юридических консультаций, изучения и анализа предоставленных документов и материалов, составления процессуальных документов (исковых заявлений, отзывов на исковые заявления и т.д.), представления своих доверителей в судах.

Иные материалы по теме "Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": Хозяйственные общества: новшества 2016, Незаконная предпринимательская деятельность, Регистрация ИП, Регистрация юридического лица, Деятельность ИП: Видео.

 Остались какие-либо вопросы? Ищите адвоката в Минске? 

Звоните сейчас!

Velcom: +375 29 624 80 88

 Life: +375 (25) 792-22-38