Практика
Юлия Панкова
адвокат Минской областной
коллегии адвокатов
+375296248088
minskadvocate.by
pankova.by
текст по состоянию на 30 сентября 2016 г.
В адвокатской практике встречаются различные вопросы и проблемы, с которыми к нам приходят наши доверители. Работа адвоката заключается не только в непосредственной работе в судебных заседаниях или решении конфликтов путем переговоров. Правовое сопровождение бизнеса также является важной частью работы адвокатов. В моей практике вопросы, связанные с началом ведения собственного бизнеса, старт-апами, вопросами регистрации бизнеса «с нуля» встречаются достаточно часто. Одним из таких старт-апов было открытие кофепойнта.
Кто задавался вопросом о том, как открыть кофейню, или более детально: как открыть кофейню в Минске, как открыть кофейню в Беларуси, и начинал собирать информацию по этому вопросу, тот знает: очень трудно привести в порядок возникающую путаницу в голове. С чего начать? Что регистрировать? Где регистрировать? Что согласовывать? С кем все это согласовывать? Когда можно начинать работать? Какое оборудование должно быть в кофейне? Как производить расчеты с клиентами?..
Разберем пошагово, что конкретно и в каком порядке необходимо сделать, чтобы осуществить свою мечту.
Итак, как открыть кофейню: шаг 1. Найти помещение. С этого, по сути, и начинается любой бизнес. Думаю, нет смысла говорить, что это должно быть нежилое помещение. Если есть необходимость искать помещение «с нуля», то для тех, кто думает, как открыть кофейню в Минске, полезно заглянуть в схемы размещения торговых объектов, которые публикует Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома. На данных схемах можно увидеть не только существующие, но и планируемые торговые объекты. Говоря о маленьких кофейнях, кофепойнтах, необходимо отметить, что удобно искать помещение в уже существующих торговых центрах. Если помещение выбрано в уже существующем торговом центре, то о его аренде стоит связываться непосредственно с администрацией центра. Если же это только планируемый торговый объект, то вопросы относительно его занятия необходимо задавать исполкому. Для тех, обдумывает вопрос, как открыть кофейню в Беларуси (имеется в виду не в Минске), стоит посмотреть перечни размещения торговых объектов и объектов общественного питания на сайтах своих областных исполкомов.
При аренде помещения необходимо помнить, что договор аренды подлежит регистрации в территориальной организации по регистрации недвижимого имущества и земельному кадастру. Основные черты и суть понятия аренды смотрите здесь.
Выбирая помещение для кофейни или кофепойнта, помните: в любом случае это – объект общественного питания, соответственно требования к такому помещению достаточно строгие. В данном помещении должна быть техническая возможность установить соответствующее оборудование, должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования. Так, если кофепойнт предполагает лишь продажу кофе навынос, то в помещении должны быть установлены (помимо кофемашины):
- холодильник
- раковина для мытья рук
- емкость с крышкой для мусора
- отдельное место для хранения личных вещей
Если же планируется именно кофейня, то есть то место, где предполагается непосредственное употребление кофе, то необходим еще и туалет.
Как открыть кофейню: шаг 2. Регистрируемся в торговом реестре. Согласовываем режим работы и разрабатываем и утверждаем ассортиментный перечень продукции (при необходимости).
В любом случае, думаете ли вы открыть кофейню в Минске, или планируете открыть кофейню в Беларуси (не в Минске), будет ли это кофепойнт, или место, предполагающее употребление кофе непосредственно в помещении, важно помнить, что вы открываете объект общественного питания, который подлежит регистрации в Торговом реестре.
Для того, чтобы осуществить регистрацию в Торговом реестре, необходимо обратиться исполнительный комитет по месту открытия кофейни, либо по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые открывают кофейню.
На выходе в результате регистрации в Торговом реестре Вы получаете уведомление о внесении кофейни в торговый реестр.
На этом же шаге следует согласовать режим работы кофейни. Для этого также подается заявление в исполком, поэтому, можно подавать два заявления одновременно. После согласования рабочего времени на выходе получаем Документ об установлении режима работы (приложение 22 к Постановлению Минторга от 24.12.2014 № 41). При этом режим работы во многом зависит от того, где располагается кофепойнт. Так, если это – торговый центр, режим работы кофепойнта должен совпадать с режимом работы торгового центра. Если это иное административное здание – режим работы не должен выходит за рамки работы здания.
Что касается ассортиментного перечня продаваемой продукции, то по общему правилу он должен быть разработан и утвержден. Однако есть случи, когда этого не требуется. Эти случаи актуальны и для кофепойнтов, которые находятся в торговых центрах. Если кофепойнт находится на неизолированной площади магазина (павильона), торгового центра, иного здания, то разработки и утверждения ассортиментного перечня продукции не потребуется. Если же это не ваш случай, и разработка и утверждение ассортиментного перечня вам все же необходима, то разрабатывать его вам как субъекту торговли, необходимо самостоятельно. Субъект торговли также самостоятельно утверждает ассортиментный перечень.
Как открыть кофейню: шаг 3. Обеспечиваем соблюдение санитарно-гигиенических и пожарных норм и правил.
Это, пожалуй, самый трудный кусок работы, когда требуется открыть кофейню с нуля. В результате этого шага на выходе необходимо получить санитарно-гигиеническое заключение на торговый объект (т.е. непосредственно на кофепойнт или кофейню). За данным заключением следует обращаться в Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья или его территориальные органы. Сложность заключается в том, что санитарно-гигиенические требования предъявляются в зависимости от помещения и крайне обширны. Поэтому определенные задержки могут возникнуть именно на этом шаге. Кроме того, для того, чтобы открыть кофейню с нуля, необходимо позаботиться о вывозе отходов (мусора). Для этого необходимо заключить договор на вывоз мусора со специализированной организацией.
Как открыть кофейню: шаг 4. Ставим кассовое оборудование, терминал, регистрируем кассовое оборудование.
Кофепойнт или кофейня должны предоставлять возможность потребителям рассчитываться как наличными, так и безналичными денежными средствами. Для этого должны быть установлены кассовые аппараты и терминалы для приема пластиковых банковских карт. При этом, при любой форме расчета потребителям должны выдаваться чеки. Кассовый аппарат надлежит поставить на учет в налоговой инспекции.
Как открыть кофейню: шаг 5. оформляем «уголок потребителя». Здесь, прежде всего, необходимо обратить внимание книгу замечаний и предложений. Она должна быть в наличии и выдаваться потребителю по его первому требованию, в противном случае вы допустите нарушение законодательства. На момент написания данного материала, книга замечаний и предложений выдается субъектам хозяйствования республиканским унитарным предприятием «Издательство «Белбланкавыд». Помимо наличия книги замечаний и предложений, сам уголок потребителя должен содержать следующую информацию:
*наименование (фирменное наименование) и место нахождения собственника торгового объекта, телефон, фамилия, собственное имя, отчество руководителя собственника торгового объекта, а если собственником является индивидуальный предприниматель – его фамилия, собственное имя, отчество, а также информация о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию;
*плакат «О правах потребителя»;
*перечень категорий потребителей, имеющих право на обслуживание вне очереди;
*адрес и телефон органа государственного санитарного надзора, осуществляющего контроль в отношении таких объектов;
Рекомендуется также размещать информацию о запрете продажи несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, а несовершеннолетним в возрасте до 15 лет – также спичек, зажигалок.
Как открыть кофейню: шаг 6. Нанимаем работника. При найме работника прежде всего необходимо руководствоваться Трудовым кодексом Республики Беларусь. С работником должен быть заключен трудовой договор и проведен инструктаж по технике безопасности. У работника должна быть оформлена трудовая книжка. В том случае, если вы индивидуальный предприниматель и в роли нанимателя выступаете впервые, вам надлежит встать на учет в Фонд социальной защиты населения не просто как ИП, а уже как наниматель.
Кроме того, нельзя забывать о том, что мы говорим о сфере общественного питания. У работника, занятого в данной сфере, должна быть медицинская справка о состоянии здоровья. Кроме того, раз в год такой работник обязан проходить плановые медосмотры. Одежда работника должна быть чистой и опрятной.
Таковы шаги, которые необходимо соблюсти при открытии кофейни или кофепойнта. При этом, необходимо помнить, что в зависимости от обстоятельств количество шагов может и увеличиваться. Так, если вы еще просто думаете о создании собственного бизнеса, но при этом не являетесь ни ИП, ни учредителем какого-либо юридического лица, вам надлежит выбрать организационно-правовую форму для будущей работы, зарегистрироваться, принять решение относительно системы налогообложения и уплатить налог в том случае, если он платиться «вперед». Кроме того, в том случае, если вы планируете рекламу своего кофепойнта, то необходимо принять решение о масштабе данной рекламы. Определенная реклама требует согласования с исполкомом.
Остались какие-либо вопросы? Нужен адвокат в Минске? Звоните сейчас!
Velcom: +375 29 624 80 88
Life: +375 (25) 792-22-38